skip to Main Content

Имя Николая архиепископа Мирликийского знакомо всем христианам планеты. Его называют чудотворцем, угодником, правилом веры и образом кротости, и даже морским владыкой за его особое покровительство морякам. Николай сотворил несметное множество чудес, и не прекращает  творить их до сих пор. Николай наш любимый и самый популярный святой, третий после Бога и Богородицы, как пишет о нем летопись. Николая даже называют русским Богом…Так что же это был за человек, который жил за 6 веков до образования русского государства, но которому в русской церкви посвящены тысячи храмов.

    Родился будущий святитель около 260 года н.э. в довольно крупном городе  Патара Римской провинции Ликия. Сейчас это всем нам хорошо известная Турецкая провинция – Анталия. По преданию там находился дом родителей Николая. В те времена Патара была достаточно большим портовым городом. Сюда в одно из своих миссионерских путешествий заходил апостол Павел. Он предвидел рождение “детища чистого перед богом”. В Патаре была дружная крестьянская община в которой очень любили мальчика Нико, так звали Николая в детстве. По национальности он по видимому был грек, его полное имя по-гречески звучит Николаус. В этих местах прошло его детство.

    В Ликие как и во всей Римской империи царило язычество, но христианское благовестие  уже достигло этих мест и после школы Нико решил стать священником. Родители Николая были сами крепкие христиане, поэтому они поддержали сына. Мальчиком он рос серьезным, собранным, много молился. С самого рождения он имел особую душевную силу. Николая посвятили во чтеца, затем в дьякона, а после во священника.  Отец Николая был богатым судовладельцем и оставил большое наследство, которое Николай тратил на то чтобы кормить голодных, одевать бедняков, выкупать должников. Но помогал он не только обездоленным.

    Одно из первых громких дел Николая – помощь своим знатным соседям. Это были хорошие люди, и в детстве Николай часто общался с его тремя дочерьми. Однажды глава семейства разорился и от всего богатства остался только дом. В семье воцарилось уныние, конечно можно было продать дом, и заняться скромным трудом, но потерю социального статуса не просто пережить. Часто человек впадает в уныние, озлобляется, и даже теряет рассудок, именно это произошло с главой семейства. Еще недавно отец безумно любил своих дочерей, а теперь он принимает решение сделать из своего дома публичный дом. В 4 веке такой поступок никого не шокировал, за долги продавали в рабство, но все же это был крайний шаг. Николай узнал о планах соседа и в ту же ночь подбросил ему мешочек с пятьюдесятью динариями. Это была достаточно большая сумма. На деньги Николая сосед выдал замуж старшую дочь,  тогда Николай подбросил еще один мешочек  и устроил судьбу средней дочери. Когда Николай подбрасывал третий мешочек, сосед увидел его и со слезами бросился к нему в ноги, горячо благодарил своего спасителя, который по возрасту годился ему в сыновья. История о помощи трем девицам стала очень известна и популярна во всем христианском мире.

    Однажды Николай находился по делам в областном центре Ликии в Мирах. Возможно, он приехал туда для участия в похоронах  митрополита.  После похорон был создан архиерейский собор, который никак не мог избрать нового епископа, тогда архиереи помолились  и попросили Бога дать вразумление. По их молитвам Господь во сне явился одному из них и указал, как поступить.

     Одному из архиереев было ведение:  на следующее утро он должен был встать в преддверье храма и первого человека, который придет в храм — поставить в епископы. Первым пришел Николай. В то утро он собирался ехать домой в Потару и перед отъездом зашел   помолиться, у него тогда еще у молодого  священника и мысли не было о том, чтобы стать епископом.

Именно в звание архиепископа Мирликийского Николай просиял по всей вселенной и свет этот не меркнет поныне.

    В 303 году началось последнее и самое жестокое гонение на христиан первых веков, они должны были либо отречься от Христа, либо в муках умереть. Голод, жажду, тюремную тесноту епископ Николай переносил с достоинством  и простотой, а пытки и истязания с мужеством. Николай пробыл в тюрьме около трех лет и выжил, но видимо перенесенные им мучения были таковы, что его называют мучеником, принявшим бескровный венец.  В 310 году гонения прекратились, и Николай был выпущен на свободу и вернулся в свою кафедру.

    В империи первым христианским императором стал Константин. Он активно участвовал в делах церкви. При Константине в церковь пришло много язычников, они привнесли в церковь свои языческие представления.  В тюрьме Николай духовно окреп, теперь это был не только любимый народом священник и проповедник, перенеся с помощью божией тяжелейшие испытания, он стал гневным обличителем языческих заблуждений.  Выразителем взглядов новообращенных язычников стал Арий. Он был сверстником Николая из Ливии. Это был аскет и сильный проповедник. Арий признавал божество Христа, но считал его Богом сотворённым, созданным для реализации каких то задач на земле. Арианская ересь расколола церковь. В 325 году впервые в истории был созван всемирный церковный собор. На собор, проходивший в храме святой Софии, съехались все авторитетнейшие подвижники веры. Главной целью было восстановление церковного мира. Во время собора в пылу полемики Николай ударил Ария по лицу, за что был лишен сана, заключен в тюрьму и был приговорен к опалению бороды, которая после этого не растет. Но случилось так. Одновременно несколько отцов собора увидели сон, им приснился Николай в тюрьме. С левой стороны от него стоял Христос и подавал ему Евангелие, а с правой Богородица — возлагала на него омофор. Взволнованные архиереи немедленно отправились в тюрьму и увидели Николая с Евангелие в руках и облаченного в омофор, который после разжалования не мог находиться у него в камере. Николая освободили и восстановили в сане.

После собора Николай прожил еще 10 лет, и совершил много добрых дел, одно из них освобождение города Миры от имперских налогов.  Для строительства новой столицы империи Константинополя, Константин резко повысил налоги с населения. Чиновники наложили на Миры непосильную сумму. Миряне под страхом репрессий были вынуждены платить. Когда запасы продовольствия и народного терпения подошли к концу, Николай поехал на прием к императору.  Константин помнил Николая по собору, поэтому принял благосклонно, перед встречей он долго и усердно молился Богу, моля его смягчить сердце императора. Молитвы его были услышаны, с аудиенции Николай вышел с хрисовулом, документом, содержавшим имперское пожалование Мирам, налог был снижен  с 10 тысяч до ста динариев, случай в налоговой практике беспрецедентный.  Николай прекрасно понимал, что чиновники министерства по налогам и сборам сделают все, чтобы не допустить подобных льгот. Выход был один как можно быстрее огласить хрисовул в Мирах, тогда он примет силу имперского закона и Константин не решится отменить его. От Константинополя до Мир шесть суток морем при попутном ветре, даже если бы Николай отплыл незамедлительно,  любой быстроходный имперский корабль легко догнал бы его и вместе с хрисовулом вернул в Константинополь. Понимая это, Николай идет на берег, упаковывает хрисовул в тростниковую трубку и, перекрестив ее, кидает в море.  Весь оставшийся день и всю ночь Николай молится Богу и Пресвятой Богородицы, а под утро он является во сне одному из своих подопечных, Николай велит ему идти к гавани и там, на берегу разыскать трубку с хрисовулом. Он и другие клирики находят трубку, и предъявляют хрисовул имперскому  сборщику налогов. Чиновник в шоке, но выведенная подпись императора и его золотая печать делают свое дело,  чиновник кланяется хрисовулу, целует изображение императора на печати, объявляет Мирам новую сумму налога.  Через два дня после этого к Николаю пришли люди императора и повели его во дворец, Константин сказал, что погорячился и попросил вернуть хрисовул, на что святитель только развел руками. С Божией помощью хрисовул уже был оглашен в Мирах. Константин не стал спорить со святителем, а отправил в Миры комиссию и дал ей задачу подробно расследовать ситуацию. Гонцы доложили ему,  что действительно хрисовул был оглашен в Мирах на следующий день после его подписания, Константин увидел в происшедшем  волю свыше и с миром отпустил Николая.

    То, что сотворил Николай, называется чудом. Чудотворение — это дар, который Господь посылает своим угодникам, людям которые отдали ему свое сердце и живут по его заповедям, используют этот дар только для помощи другим людям. Чудотворение это не техника не фокусничество это способность привлекать Божие всемогущество глубоко верующим человеком, каким был Николай Угодник. Если бы мы могли верить в Бога так же глубоко и полно как он, то сами бы наверняка могли творить чудеса.

    Еще одним прижизненным чудом Николая было так называемое чудо стратилата.  Так в римской империи называли боевых генералов.  Однажды в Мирском порту в гавани пришвартовалось имперское судно с боевым отрядом на борту. Солдаты вышли на берег и отправились на рынок, который находился на площади. Вели они себя вызывающе, еще бы, имперское войско вышло на боевую операцию, на рынке у них возникла драка с местными жителями. Узнав об этом, Николай немедленно отправился в порт и потребовал встречи с командиром отряда. Командиров оказалось трое, история запомнила их имена:  Непотиан, Урс и Герпилион, они с уважением отнеслись к архиерею и извинились за своих подчиненных. В этот момент Николаю сообщили, что правитель Мир, воспользовавшись его отсутствием, решил казнить трех оклеветанных знатных ликийцев, своих политических оппонентов. Николай, взяв с собой нескольких стратилатов поспешил на место казни, лошадей у них не было, поэтому идти более 4 км пришлось пешком, вернее бежать, т.к. казнь могла произойти в любую минуту, 75летний архиерей бежал не щадя себя и плакал боясь не успеть. Буквально в последний момент ему удалось остановить казнь. Стратилаты были поражены смелостью святителя, ведь, по сути, он пошел против власти, но авторитет Николая был, не прорекаем. После успешного выполнения боевого задания, стратилаты опять навестили Николая. Он тогда провидчески сказал им, что их ждут испытания. Но они быстро забыли об этом. Вернулись они в Константинополь, не успели получить новые должности, как на них поступил донос. Стратилаты были обвинены в заговоре с целью захвата власти и на время следствия посажены в тюрьму. Возглавил следствие имперский министр. Доказательства их вины были быстро сфабрикованы и вынесен приговор – смертная казнь. Стратилатам было дано 24 часа, чтобы сделать распоряжения об имуществе. Сообщение о том, что завтра утром их казнят, повергло в полный шок. Первым пришел в себя Непотиан он вспомнил ту необычную историю, когда святитель Николай спас от смерти невинных людей, и о его прозорливом напутствие. Стратилаты всю ночь молились богу о спасении, а под утро Константину в введении явился Николай и потребовал освободить осужденных стратилатов. Иначе в империи возникнет гибель и междоусобный мятеж. Ведение было настолько ярким, что проснувшись, Константин немедленно послал за своим министром. Когда Константин рассказал ему о видении, тот побелел как полотно. Ночью его тоже посетил Николай и пригрозил тяжкой неизлечимой болезнью и полным разорением.  Через несколько дней коротко подстриженные по римскому обычаю стратилаты явились в императорский дворец и получили должностные пояса высшего ранга. А еще через несколько дней в Мирах они припали к ногам Святителя Николая. Николай поднял их с земли, и сказал, что не его нужно благодарить, а Бога, который помогает всем надеющимся на него. С тех пор Святитель Николай является защитником всех невинно осуждённых.

    Незадолго до смерти Николай совершил еще одно ставшее знаменитым прижизненное чудо, он спас попавшее в шторм судно. Моряки потеряв всякую надежду спастись стали молится Мирликийскому архиепископу Николаю, кто то когда то рассказывал им о его чудесах. И чудо свершилось. Николай появился на карме судна и усмирил море, с тех пор моряки считают его своим небесным покровителем.

    6 декабря 335 года Николай мирно отошел ко Господу и был похоронен в построенной им церкви.

    6 декабря по старому стилю и 19 декабря по новому мы празднуем день памяти Николая Угодника. В народе этот праздник называется Никола Зимний. Мощи мирно почивали в Мирах 7 с половиной веков, пока в конце 11 века не были вывезены в Итальянский город Бари.  Мощи были вывезены силой.  В то время на рождающейся Европе началась погоня за византийскими святыми, города конкурировали между собой за статус областных центров и наличие святынь в городских храмах укрепляло их позиции.  Из Византии было вывезено огромное количество святынь, что кстати спасло их от уничтожения мусульманами. 11 апреля 1087 года два барийских судна бросили якорь неподалеку от Мир, и сорок семь до зубов вооруженных моряков с двумя священниками во главе высадились на берег  и пришли в храм где находилась гробница Николая…….(продолжение следует)

Back To Top