skip to Main Content

Берут баночку с растертой эмалью, сливают лишнюю воду, оставляя столько, сколько требуется для получения эмалевой кашицы. Эту кашицу поддевают шпателем или кисточкой и переносят на изделие, разгоняя по гнезду тонким ровным слоем так, чтобы толщина эмалевого слоя везде была (как у скани, так и посередине) одинаковой, чтобы эмалевая кашица не набегала на стенки перегородок скани и не пачкала зерни.

Из заполненной кашицей эмали ячейки сейчас же досуха удаляют воду промокательной бумагой. Так поступают во всех местах, заполненных эмалью. После удаления воды сразу будет видно, как положена эмаль – ровно или лункой – и где ее необходимо разровнять. Запачканная зернь по скани сейчас же прочищается тонкой влажной кисточкой.

Наложение эмали требует от мастера аккуратности и технического навыка: эмалевый слой должен быть нанесен так, чтобы не превышать высоту скани.

В зависимости от выполняемой вещи высота скани берется разная: на небольших вещах она меньше 1 мм, на крупных вещах – 1 мм и выше. При таких небольших углублениях эмалевая кашица в неумелых руках высоко набегает на перегородки и после обжига образует лунки, трудно устранимые при повторном заполнении. Приходится закрывать лунки толстым слоем эмали в уровень с высотой скани, отчего пропадает чистота линии и “игра” зерни, толстый слой эмали получается непрочным и откалывается.

Промазав толстым слоем эмали все места, где должна быть краска, ставят вещь на специальную пластину, просушивают возле печи и затем осторожно, чтобы не ударить, постепенно углубляют в печь так, чтобы она ровно прогревалась.

Прогрев изделие, ставят его в жар печи и следят за плавлением эмали. Как только эмаль начнет собираться в бугорки и заблестит, изделия сейчас же вынимают, дают ему остыть и снова покрывают эмалью, стараясь заполнить промежутки между бугорками. Затем опять ставят в печь для просушки, и держат в ней до тех пор , пока эмаль, плавясь, не покроется чуть заметной рябью. Вынув вещи из печи, снова покрывают ее эмалью и опять ставят в печь, давая сильный жар. Там ее держат до тех пор, пока эмаль не разольется ровным блестящим слоем и не проникнет во все уголки сканного набора. Слегка остудив вынутую вещь у устья печи, отставляют ее в сторону, где она остывает.

Затем изделие отбеливают. Сканные работы никогда не полируются: эмаль лежит ниже уровня скани, поэтому ее поверхность для полировки практически недоступна. При полировке скань неминуемо будет задета и спилена.

Для наложения на скань используются и прозрачные, и глухие, и просвечивающие эмали. Все три вида накладываются одним способом, только иногда для придания прозрачным эмалям большей “игры” дно углубления по металлу покрывают срезами различного рисунка или грунтом-фондоном (бесцветной прозрачной эмалью).

Наложение эмали по глади

Эмаль по глади накладывается так же, как и по скани. Но обработка имеет характерное отличие: эмаль накладывается несколько раз между перегородок высотой в уровень с ними. После каждой накладки эмали изделие снова ставят в жар, причем в первый раз эмаль недообжигается и вынимается, как только она начнет собираться в бугорки. Первая накладка служит грунтом и может быть любого цвета или бесцветной.

Затем накладывается цветная эмаль и вновь обжигается. Процесс повторяют, пока эмаль не заполнит углубления до краев.

Потом изделие шлифуется и выступающие части перегородок спиливаются. После шлифовки изделие вновь обжигается для придания блеска эмали.

Back To Top