skip to Main Content

Собор Архангела Михаила

Архангельский собор В 1505 г. на месте пришедшего в ветхость храма заложили новый собор, который изначально строился как усыпальница великих московских князей. Собор был возведен всего за три года. Архитектор Алевиз Новый создал торжественный храм, на многие годы ставший для русских зодчих образцом для подражания.

В Архангельском соборе находятся 46 гробниц великих князей Московских и царей, правивших Русью с 1330 по 1696 г., а также гробница императора Петра II, скончавшегося в Москве в 1730 г. В подклете собора покоятся останки великих княгинь и цариц, перенесенные сюда из уничтоженного Вознесенского монастыря, в котором они погребались с ХV В.

Мощи святого благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г., почивают в алтаре Архангельского собора. Ковчег с мощами князя Черниговского ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим.

В соборе под спудом почивают святые мощи благоверного князя Димитрия Донского. Недавно в подклете Явлены и честные мощи святой благоверной княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии (1407), жены святого князя Димитрия Донского. собор Архангела Михаила В соборе также находится рака с мощами благоверного царевича Димитрия Угличского (1591). При обретении нетленных мощей святого царевича в Угличе 28 мая 1606 г. произошло множество исцелений. 3 июня святые мощи поставили в Архангельском соборе, чтобы предать их земле, но на другой день случилось столько исцелений больных, что мощи были оставлены открытыми в соборе. Сейчас раку с его мощами открывают раз в год — на день памяти 28 мая (15 мая по старому стилю), и к мощам можно приложиться.

Икона Божией Матери, именуемая «Благодатное небо», расположена в иконостасе Архангельского собора. Этот чудотворный образ пребывал ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425).

Празднование — 6 марта (по ст. Ст.) и в неделю всех Святых.

Храмовый образ Архангела Михаила с деяниями написан, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Этот образ всегда пользовался особым почитанием, и перед ним теплилось 30 серебряных лампад. Образ был украшен множеством золотых и серебряных привесок, принесенных в благодарность за многочисленные исцеления и чудотворения. В храме соблюдался благочестивый обычай: молящиеся ставили перед этим образом свечу в меру роста тех, о ком они молились.

Собор Успения Божией Матери

8 uspenski sobor m 1 Собор построен в 1475-1479 гг. на Соборной пл. по указанию Ивана III и митрополита Геронтия как главный храм Московского государства итальянским архитектором А.Фьораванти и русскими мастерами на месте одноименного одноглавого каменного собора. При разборке старого собора были обретены нетленные мощи святителя Петра, митрополита (почил в 1326 г.).

Патриарший Успенский собор занимает особое место в истории Русской Церкви. Собор называли первопрестольным, и в него свозили древние чтимые святыни со всей Руси. Здесь находилась величайшая святыня России — Владимирская икона Божией Матери. С этим собором связаны величайшие события церковной и общественной жизни Русского государства. Здесь короновались цари, здесь избирали первосвятителей — митрополитов всея Руси, а затем и патриархов.

Чудотворные и чтимые образы

В соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы: чудотворная Петровская икона Божией Матери, образ великомученика Георгия Победоносца, образ Архистратига Михаила, образ Спасителя, именуемый «Спас Златые власы», образ Спасителя «Спас Ярое око».

Спас Ярое Око Самая древняя икона — «Святой Георгий» — находится перед иконостасом. Считается, что она написана новгородским художником в конце ХI — начале XII в. Великомученик Георгий — один из самых почитаемых на Руси святых. Он олицетворяет государственную власть. Святой Георгий родом из Каппадокии (современная Турция). Он служил в гвардии римского императора Диоклетиана. Когда император решил искоренить христианство, Георгий открыто выступил против его намерений.Святой Георгий Он не отрекся от веры даже после страшных пыток, затем Георгию отсекли голову. На иконе такими изображен Георгий: смелое решительное волевое лицо, огромные глаза. На оборотной стороне иконы — изображение Богородицы с Младенцем Иисусом.

В нижнем ряду иконостаса одна из самых интересных икон “Спас Яркое Око”, написанная в 1344 г. для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа, пронзительно и строго взирающий на врагов Православия. Менее суров образ Христа на иконе «Спас Оплечный», расположенный в киоте на западной стене собора. Эта икона написана в середине XIV В. Несколько позже здесь появилась икона «Спас Нерукотворный», находящаяся в нижнем ярусе иконостаса слева от царских ворот.

В Константинополе, в церкви Влахернской, где хранилась Риза Богородицы, стояла и икона Божией Матери Влахернская. Обретена она была в Иерусалиме. После падения столицы Византии в 1453 г. она была перенесена на Афон. А спустя 100 лет подарена афонскими иноками царю Алексею Михайловичу. Сейчас она в Успенском соборе.

До революции в Успенском соборе хранилась величайшая из почитаемых святынь — Владимирская икона Божией Матери. Перед ней проходило избрание русских митрополитов и патриархов.

Икона эта, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой на доске того стола, за которым в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Ero Пречистая Матерь и Святой Иосиф Обручник. Перенесенная из Византии на Русь, икона пребывала в Киеве, пока князь Андрей Боголюбский в 1155 г. Не вознамерился уйти с ней в ростовские земли. Около города Владимира лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Перечить явленной воле Богоматери не решились, и с тех пор икона находилась во Владимирском Успенском соборе, пока на Русь не нагрянул Тамерлан. В 1395 г., уповая на спасение, москвичи встречали ее на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. И до самой революции икона пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, являя свои великие чудеса и не раз спасая Россию. В наши дни она оказалась в скромном московском храме Николы в Толмачах.

В канун 2000-летия христианства в сентябре 1999 г, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. Владимирская икона заняла подобающее место в храме, в резном деревянном киоте с шатровой сенью.

С нее было сделано огромное количество списков, два из которых тоже находятся в кремлевском Успенском соборе. Один из них, написанный русским художником в начале XV в., расположен на западной стене собора; второй, созданный в начале XVII в., висит в нижнем ярусе иконостаса, слева у царских ворот.

Святые мощи

В северном приделе почивают святые мощи святителя Петра, который в 1325 г. по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря 1326 г. святитель Петр отошел к Богу, и его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. Рядом находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 гг. и защищать ее перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 г. И много потрудился для блага русской земли и Церкви Христовой. В 1451 г. великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, охрану столицы доверил святителю Ионе с боярами. Когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, святитель Иона, защищая Кремль, совершил крестный ход по стенам Кремля — и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461. г. При гробе святителя совершались исцеления.

У северной стены собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы царствования Иоанна Грозного. Святитель Макарий составил великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI В. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 г.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп без страха обличал царя Иоанна Грозного и опричников и был приговорен к пожизненному заключению осенью 1568 г., 23 декабря 1569 г. он принял мученическую кончину в Тверском Отроче монастыре: был задушен опричником Малютой Скуратовым. Церковью святитель прославляется как «истинный архиерей и страдалец», «истины поборник», «столп Православия», «Российский светильник».

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник, он ежедневно совершал литургию. Время его патриаршего служения совпало: со Смутным временем. Когда в июне 1605 г. бунтовская толпа, ожидавшая самозванца, ворвалась в Успенский собор, святой Иов молился пред Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины (19 июня 1607 г.) находился в ссылке в Старицком монастыре.

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастье внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием, Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной (1612). В тяжкие годы отечественных бедствий молитва народа всегда обращалась к патриарху-герою.

В юго-западном углу Успенского храма почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 г.

Другие святыни собора

В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства — один из тех самых Гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту.

В Успенском соборе он оказался в XVII В. 10 июля (по старому стилю), в день Положения Ризы Господней, в Москве Гвоздь на аналое украшали живыми цветами. Но специального праздника обретения Гвоздя установлено не было. Сегодня Гвоздь — музейный экспонат, так что приложиться к нему нельзя. Постоянно Гвоздь находится в алтаре Успенского собора.

Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим. Это происходит 15 июля (2 июля по ст. ст.) — на день Ризоположения. В конце XIV В. часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. С Ризой Богоматери связывают избавление Москвы летом 1451 г. от нашествия татар под руководством царевича Мазовши, военные успехи — взятие Астрахани в 1554 г. и победу Бориса Годунова над крымским ханом Казы-Гиреем. Но часть Ризы подарена Успенскому собору князем Василием Голицыным в 1689 г. А судьба части Ризы, принесенной святителем Дионисием, хранившейся в Благовещенском соборе, сейчас неизвестна.

Для сведения: увидеть иконы в кремлевских соборах можно во время экскурсий. Но приложиться к ним и поклониться другим святыням кремлевских соборов могут только участники богослужений. Проводятся они не часто. Вход только по пригласительным билетам. Билеты эти распространяются через отцов благочинных Московской епархии по приходам. Жителям других епархий, представителям организаций необходимо обращаться за билетами в канцелярию Московской Патриархии.

Back To Top