skip to Main Content

Что такое Ростовская финифть? Для женщин ростовская финифть – прежде всего украшения: серьги, броши, колье – живописные эмалевые миниатюры в ювелирном обрамлении. Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самых живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове. Ростовская финифть – это живопись по эмали, которая имеет огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России.

История финифти берет свое начало в XII веке, когда в летописях появляются первые упоминания о русской финифти. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии.

В середине 18 века в одном из монастырей Ростова Великого, при митрополите Арсении, была организована небольшая мастерская, в которой Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей.

Ростов на протяжении многих столетий сохранил статус духовной столицы. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия и т.д. Центром производства Ростовской финифти стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось преподносить в дар – в качестве благословения – эмалевые иконы с изображением либо «Моления», либо групповые изображения местных святых. Ростовские мастера для получения красочного изображения брали тонкую металлическую пластину прямоугольной, круглой или овальной формы, зачищали её, а затем покрывали эмалевой массой. После обжига в муфельной печи эмаль приплавлялась к пластине и образовывала твердую и гладкую поверхность (грунт или фон). После нанесения рисунка на грунт выполняли роспись эмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре, затем пластинку обжигали вторично.

Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране. Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.

К 19 веку Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления. Этими людьми был создан ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам. Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его.

После революции 1917 года ростовские мастера начали работать над созданием разнообразных ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали. Мастера ростовской финифти успешно стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором располагали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетиков и гирлянд. На выполненных ими миниатюрах яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, чеканным рельефом и драгоценными камнями.

В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике. Ростовскую финифть можно узнать по цветочным мотивам, пейзажам. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту родной природы. Эти сокровища и по сей день создаются великолепными мастерами города Ростова Великого, в котором более двух столетий существует уникальный финифтяной промысел. Многоцветной россыпью красок светится она на ювелирных изделиях современных мастеров. Оправа из вьющейся в замысловатом узоре с канвой металлической нити дополняет изысканный рисунок. Каждое последующее поколение художников, воспринимая местную живописную традицию, вносит в ростовскую финифть новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека, который находить путь к сердцам любителей этих изящных и красивых изделий.

Сегодня ростовская финифть снова входит в моду, развиваясь в трех основных направлениях. Первое направление – создание широкого ассортимента женских украшений и предметов интерьера из финифти – до сих пор остается самым известным и популярным. Второе – изготовление церковной утвари и икон на основе эмалевой миниатюры. Активно развивается третье направление – создание эксклюзивных, неповторимых и эксклюзивных изделий из Ростовской финифти по индивидуальному заказу для корпоративных и частных клиентов.

Back To Top