skip to Main Content

Пять столетий истории

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основан в 1429 г. Первыми поселенцами острова и основателями одной из знаменитейших русских обителей были Соловецкие чудотворцы — преподобные Герман и Савватий, шесть лет проведшие здесь в суровых испытаниях и лишениях. Незадолго до кончины преподобного Савватия (1435) отшельники покинули остров, но в 1436 г. преподобный Герман вместе с преподобным Зосимой вернулся на Соловки. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой, затем построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородскими правителями Новгородской республики была дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 г. братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 г. и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. В 1479 г. преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Спустя пять лет (1484) мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

В XVI В. Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. В 1547 г. при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

В годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами (1552-1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

В 1558 г. заложен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.

В 1566 г. строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел. В 1566 г., повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинны людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 г. он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 г.

В конце XVI В. монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582-1594 гг. были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль.

В 1646 г. игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе. В 1652 г. по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668-1676), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря. Посещение обители Петром I (1694,1702) стало свидетельством прощения опального монастыря.

В середине XVIII В. серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 г. по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себя обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 г. монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

1777 г. было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 г. возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа. В XIX В. новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 г. Завершено строительство церкви Святителя Николая.

1858 г. монастырь посетил император Александр II со свитой. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 г. был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 г.). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII в., построена в 1860 г. освященная в его честь церковь.

В начале ХХ В. монастырю принадлежали б скитов и 3 пустыни. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой.

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV-XVI), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегоский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким пострижеником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Святынями монастыря были древняя икона «Одигитрия», принесенная в дар митрополитом Филиппом; древняя икона Знамения Божией Матери; серебряная рака с тремя частями мощей митрополита Филиппа; мощи преподобных Зосимы и Савватия; каменный крест преподобного Савватия и икона преподобных Зосимы и Савватия, писанная учеником преподобного Зосимы, игуменом Досифеем; икона успения Божией Матери, устроенная по образцу такой же в Киево-Печерской лавре, дар царевны Марии Алексеевны; запрестольный крест, сделанный из моржевой кости, с резным изображением Распятия; икона Запечной Божией Матери (эта икона явилась святому Филиппу на том месте, где впоследствии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с хлебопекарней, за печью).

Back To Top