skip to Main Content

Чтобы написать икону иконописцу требуются следующие специальные технические средства и инструменты:

Ассист (асист) – густой состав темно-коричневого цвета, применяемый для наклеивания тонких пластинок сусального золота или серебра на поверхность иконы. Для его приготовления мастера томят пивное сусло или чесночный сок в печи до клеящего состояния. Непосредственно перед работой иконописцы разводят ассист водой так, чтобы им можно было проводить кистью тонкие линии. Приклеенное на ассисте золото хорошо держится и сохраняет свой блеск.

Головенка – обожженный и остро заточенный как карандаш кусок дерева для нанесения рисунка на левкас.

Графья – тонкая игла, вставленная ушком в деревянный черенок, для прочерчивания рисунка по левкасу. Греческие мастера называли графьей гравировальную иглу.

Гремок – деревянная или металлическая лопатка для нанесения и выравнивания левкаса.

Гульфарба – клеящий цветной состав, имитирующий позолоту.

Иконная доска – основа для написания иконы. Она изготавливается из липы, реже – из сосны, ели или дуба. В XIX в. в качестве основы для икон иногда применяли цинковые доски. Примером могут служить образа М.А. Врубеля «Христос Вседержитель», «Богоматерь с Младенцем», «Кирилл Александрийский» и «Афанасий» для иконостаса Кирилловской церкви (1885 г.) в Киеве. Чтобы создать большую икону, мастера склеивают несколько досок мездровым клеем. Для большей прочности и предохранения от деформации доски скрепляют с тыльной стороны или торцов шипами, планками, шпонками – деревянными дощечками, карасиками – небольшими планками шестиугольной формы или ласточками – пазами, напоминающими по форме раздвоенный ласточкин хвост, и шпонками. Шпонки изготавливают из более крепких сортов дерева, чем материал иконной доски, чаще всего из дуба. В XI в. преобладали шпонки, вдолбленные в смежные доски, в XII – конце XIV вв. – накладные с тыльной и лицевой стороны, в конце XIV – начале XVII вв. – врезные с тыльной стороны, а в XVII в. – в торцах. Карасик врезается или вдалбливается в иконную доску с тыльной сторо-ны по продольному стыку. Он предупреждает образование щели в месте склейки и деформацию иконной доски. В современной реставрационной практике карасик часто заменяется ласточкой. Лицевая сторона иконной доски имеет плоское углубление в середине – ковчег, окруженный полем. Ковчег символизирует хранилище святыни, поэтому в нем помещают основной сюжет или образ святого. На Руси в старину так называли раку или ларец с мощами, со временем это название перешло к иконной доске. Ковчег характерен больше для русских изводов, чем византийских. Со 2-й половины XVII в. встречаются иконы без ковчега. Полем иконы называется кайма или пространство по краям иконной доски, выделенная углублением средней части и обозначенная красочной чертой. На полях житийных икон пишут клейма. Скос между полем и ковчегом называется лузгой.

Извод – то же, что и икона или канонический образец; список с образа-оригинала или копия, выполненная с незначительными вариациями, такими как, например, включение в иконографию Божией Матери с Младенцем изображений святых на полях; прорись.

Колер – красочный состав, приготовляемый из нескольких красок.

Кружало (кружило) – циркуль иконописца, изготовленный из веревки, прикрепленной одним концом к гвоздю. Чтобы нарисовать окружность, иконописец вращает другой конец веревки вокруг гвоздя.

Курант – приспособление с плоским основанием, которым мастера растирают на твердой поверхности пигменты для порошкового состояния. В старину иконописцы использовали каменные куранты, современные художники чаще применяют стеклянные. Курант по размеру руки называется ручником.

Лампемзель (лапка) – веерообразная кисточка из беличьего хвоста длиной 4–5 см, с приклеенным в центре кусочком картона, на длинной ручке. Лампемзелем мастер поддевает лист золота и накладывает его на поверхность иконы при золочении.

Левкас – иконный грунт из хорошо просеянного мела, замешенного на жидком рыбьем (мездровом) клее, с добавлением растительного масла для прочности и меда для эластичности. Вместо мела иногда используют алебастр или гипс с добавлением сухих белил. Левкас наносят на иконную доску или паволоку в несколько слоев специальной деревянной лопаткой– палемкой, а затем выравнивают металлической пластинкой – поскребаночкой или гремком. Паволокой (поволокой) иконописцы называют шелк, холст, серпянку или любую др. ткань с редким переплетением нитей, смоченную в клее. В XVIII–XIX вв. для маленьких икон в качестве паволоки применяли писчую бумагу, а для больших – редкую льняную ткань, тонкое льняное полотно фабричной выработки или разные сортахлопчатобумажной ткани. Паволоку накладывают на доску для предохранения иконы от растрескивания.

Побел – жидкая смесь клея и мела, которую наносят несколько раз тонкими слоями на иконную доску перед левкасом. Побел улучшает прочность иконного грунта.

Подпуск (подпуст, попуск) – клеящий состав под золото.

Подрумянка – составная краска, состоящая чаще всего из смеси охры и киновари, для наведения румянца при написании ликов.

Подручник – приспособление в виде небольшой скамеечки для упора руки во время написания иконы.

Полимент – жидкий, быстро сохнущий состав из красно-желтых земляных, мелко растертых красок (охра, сиена, умбра) и яичного белка с добавлением небольшого количества растительных или животных жиров. Его накладывают кистью на левкас под позолоту для усиления золотого блеска. Полимент применяется с конца ХVI в.

Поталь – тонкие листочки белых металлов: меди, серебра или олова, подкрашенных под цвет золота для последующего употребления вместо позолоты. Поталь применяют с XVI в.

Прорись – подготовительный контурный рисунок образа на бумаге, кальке или иконе. Снятия прориси со старого извода и нанесения ее на новую икону иконописцы осуществляют от руки или механическим способом – переводом. В старину прорись называли «сколок» или «образец».

Проскребка –черенок из крепкого дерева, кипариса или жимолости, заточенный как карандаш. Проскребкой счищают или «проскребывают» лишнюю краску или неправильно проведенные линии на иконе.

Раскрышка – краска, которой иконописец «раскрывает» икону, т.е. накладывает основные красочные слои на левкас. «Раскрытие иконы» имеет символическое значение. Образ сам проявляется на иконе, а иконописец лишь открывает его, а не создает собственноручно.

Рефть – краска, состоящая из серого цвета разных оттенков и различной интенсивности.

Санкирь – составная краска темно-желтого, желто-зеленоватого или желто-розового цвета, приготавливаемая из охры и чернили. Санкирью проплавляют лики и обнаженные части фигуры человека. Ее первый слой с добавлением киновари и белил – самый плотный. Существует несколько разновидностей санкири: «санкирь в зелень» – с преобладанием холодного тона; «санкирь в красоту» – с преобладанием теплого тона. Если общий тон иконы холодный, то используют «санкирь в красноту», если теплый «санкирь в зелень».

Саночка – трубочка из утиного пера, в которую вставлена беличья кисточка.

Скребок – короткий ножичек с закругленным концом, которым иконописцы чистят чашечки от засохшей краски.

Старина – старая растопленная олифа для подцветки новых мест при реставрации иконы. В отличие от свежей олифы старина не темнит краски, а придает им прозрачность.

Сусальное золото – настоящее листовое золото, используемое иконописцами для золочения иконы

Фатис – гладкий камень для шлифования золота.

Цировка – затупленная игла со штыльком – небольшой деревянной рукояткой. Иконописцы используют цировку для перевода рисунка на иконную доску и для продавливания орнаментального рисунка по золоту.

Back To Top