skip to Main Content

История собора

Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы — независимо от возраста и положения — знает и почитает его. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60 лет. Он никогда не закрывался. Авторитет собора особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Его лампады все эти годы продолжали сиять новой Вифлеемской путеводной звездой. Храму удалось выстоять и помочь сохранить светлую веру в сердцах миллионов людей.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII в. Первоначально она являлась деревянной. В 1722-1731 гг. попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 г. В 1790-1792 гг. к храму пристраивают придел во имя Святителя Николая Чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 г. старая церковь была частично разобрана и начата постройка каменная, законченная в 1845 г.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 г. торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 г. стал Патриархом. В июне 1941 г. именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Отчизны.

После кончины в 1944 г. он был погребен в северном Никольском приделе собора. Над его могилой в 1948 г. было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его святые мощи почивали до самой революции. И в 1928 г. при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Когда в начале 1992 г. Успенский собор Московского Кремля стал патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.Собор в Москве

В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящее время к собору приписан храм великомученика Никиты на Старой Басманной.

Святые мощи и другие святыни собора

Главные святыни Богоявленского собора — мощи святителя Алексия (1293-1378), Митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси. Не раз святителю приходилось путешествовать в Золотую Орду, налаживая отношения с ханами. В 1357 г. святитель исцелил ослепшую Тайдулу, жену Ордынского хана. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле… Все это так важно и необходимо и для нынешней России.

И в будни, и в праздники не иссякает поток верующих к раке с нетленными мощами святителя Алексия. Ежедневно у раки совершаются молебны, а в воскресные дни вечером — Акафист святителю Московскому Алексию.

У северной стены храма, под распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей древа Животворящего Креста Господня, десницей апостола Андрея Первозванного, главой святителя Иоанна Златоуста, частицами мощей Святителя Николая Чудотворца и митрополита святого Петра.

В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования императора святого Николая II и императрицы святой Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, в честь которых праздновали свои именины члены царской семьи, на другой — иконы Богоявления Господня и святителя Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на северной и южной стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы. Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно от¬метить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Чудотворные иконы

Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери — перенесен в собор в 1935 г., когда разрушили храм в Дорогомилове. Во время Великой Отечественной войны митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный код с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами. По преданию, именно перед этим чудотворным Казанским образом Божией Матери молились князь Пожарский и Кузьма Минин.

С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской церкви находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архимандритом Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». В дар и благословение Богоявленскому храму архимандрит Гавриил оставил список с иконы афонской работы конца XIX в., который хранится в соборе.

Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежали Богоявленской церкви: Святителя Николая Чудотворца с житием — первой трети ХIХв. (средних — список с иконы ХI в.), Благовещения Пресвятой Богородице начала XIXв. в серебряном киоте 1813 г и др.

На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в собор приносят икону Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского.

Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 г. привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.

Среди икон, которые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. ХХ в., следующие: Богоматерь «Избавительница» и Великомученик Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из церкви Покрова в Филях, а также житийный образ великомученицы Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в селе Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Тихвинская» (обе XIX в.), образ преподобного Серафима Саровского с частицами камня, на котором молился преподобный, и частицей его одежд (ХХ в.).

Back To Top