skip to Main Content

Почитание икон в России издревле перешло пределы, полагавшиеся обычаем, и обрядовая сторона молитвы сосредоточилась в непрестанном «поклонении» иконам.

Распространение икон в России было тесно связано с обилием лесов на Руси. Из дерева строились избы, палаты и церкви, и украшали их иконами, писанными на дереве. Из Византии могли получать картоны и рисунки, отчасти даже вызывать мозаичистов, но за иконными образцами обращались или на Балканы, к болгарам и сербам, или к греческому Востоку, через Херсонес и Кафу в Малую Азию, где во многих местностях издревле была принята иконопись на дереве. Лишь немногие плотные и чистые от узлов породы дерева дают доски чистые, не трескающиеся от сушки, несмолистые и не сгибающиеся от времени, годящиеся вполне под иконы, и потому, больших иконостасных икон на сиро-египетском Востоке не было и не могло быть по условиям древней караванной торговли. Крупные греческие иконы исполнялись лишь в период культурного замирания Балканского п-ова, древнейшие афонские исполнялись на дубе.

Затем, приготовление иконных досок представляет все же и в северной России, при ее лесных богатствах, сложное хозяйство, требующее многолетнего процесса сушки приготовленных досок. Древнейшие новгородские, псковские иконы сохраняются прямыми и лишены разрывов, тогда как московские и суздальские оказываются вогнутыми, и их необходимо подвергать долгому распариванию, чтобы привести в должное состояние. Между тем, именно для московских писем применялись подвижные шпонки или распорки, вкладывающиеся в нарезки на задке иконы, написанной даже на одной доске. В эпоху расцвета иконописания в новгородской школе XVI в.и ранней московской того же времени икона стала называться «мерной». Для икон во всех ярусах иконостаса был установлен определенный размер досок. Даже для икон моленных появляется определенная мера, шаблонный размер, с небольшими отклонениями. Выработкой досок начинает заниматься ряд промышленников, техника их достигает изумительного совершенства, производство икон стремительно расширяется.

Было бы ошибкой считать все сооружения иконостасов и икон в русских церквах только частью убранства. Все это имеет особый духовный смысл. Обходя с поклонами иконостас, благочестивые люди совершали служение Церкви, поминая в молитвах различных святых и угодников.

Особое место в русской иконописи получили Царские врата и двери в иконостасе. «Царские» — средние, досчатые и резные, состоящие из сени и столбцов. Обычным иконным украшением на Царских дверях было: Благовещение, 4 Евангелиста. На столбцах, служивших для укрепления дверей, изображались: Спас, Божия Матерь, святители Вселенские, столпники и св. дьяконы с ковчежцами и кадильницами. На северных и южных дверях изображались: архангел Гавриил, архангел Михаил, Ангел Хранитель, изгнание из рая и пр. На сени или киоте изображались : Тайная Вечеря, Троица, Нерукотворный образЗнамение Божией МатериСофия Премудрость Божия.

В XVI в. число икон чрезвычайно умножилось повсюду. Особым видом были иконы родильные и гробовые. Гробовые приносились с гробом в храм и оставались там на память о покойнике, иногда на надгробии. После службы в храмах иконы, особенно местные и чтимые в киотах, задергивались легкими тафтяными завесами для предохранения от пыли, то же делали и с моленными домашними, т.к. не полагалось оставлять святыню открытой в жилом доме, «ради житейских дел».

Размеры икон указывают на ее роль в церковном приходе, и зависели от места ее расположения в иконостасе. В лучшую пору иконописи особо важную роль играли типы иконных украшений. Темно-зеленая “земля” или фон и такая же “опушка” дорогих работ были рассчитаны на серебряный, золоченый оклад; а бледный палевный фон, подражая матовой позолоте назначался под золоченую и “сканную” басму. Сканные украшения полей на иконах, сменились чеканными “ризами”.

Обилие икон в России приходилось на домовую “моленную” икону. В крупных родовых фамилиях и многочисленных семьях кроме икон “благословленных”, также надо было иметь “тезоименитыя” для всех членов семьи, помимо того в каждом помещении должна находиться икона, и часто не одна.

Back To Top