skip to Main Content

История обители

Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва дома в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Ночью царь Федор Иоаннович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обрести ее по всему рубежу обороны.

Когда взошло солнце, русские войска застыли от удивления: татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. Войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем. В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоаннович каменную церковь – теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте.

Малый собор Донского монастыря строился зодчими Бориса Годунова и, несмотря на небольшие размеры, обладает всеми качествами монументальных произведений конца XVI в. В середине XVII века царь Михаил Федорович выводит монастырь из запустения. Расширяются владения монастыря, возводятся новые каменные постройки, и к концу века монастырь становится одним из крупнейших в России.

К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый 30-метровый высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухъярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня.

В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. С течением времени Донской монастырь превратился из оборонительного сооружения в духовную обитель, став излюбленным местом царской семьи и представителей московской знати, которые приезжали сюда на богослужения и делали щедрые пожертвования в пользу монастыря. Помимо Донской иконы Божией Матери, в монастыре находилась также чтимая икона Боголюбской Божией Матери. Ризница монастыря содержала богатые вклады русских царей в XVII-XVIII вв., а также вклады грузинского царя Арчила Имертинского. В архиве монастыря хранились грамоты и акты XVII-XVIII вв. К концу XVIII в. На территории монастыря сформировалось большое кладбище.

В 1771 г. Во время «чумного бунта» на площади перед монастырем был убит архиепископ Московский и Калужский Амвросий, похоронен в Малом собора монастыря. В 1812 г. Строения обители от пожара не пострадали, но монастырь был разграблен французами, похищены оклады с икон и церковная утварь, несмотря на то что наиболее ценные вещи были заранее вывезены в Вологды. На восстановление монастыря легендарный атаман Войска Донского граф М.И. Платов пожертвовал крупную сумму денег и 164 кг серебра, отбитого казаками у наполеоновских войск.

До революции 1917 г. В монастыре находилось Донское духовное училище и Иконописная палата имени Селезнева.

В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Весной 1922 г. В келье монастыря поместили под стражу Патриарха Тихона. Примерно через год стражу сняли, а в конце 1924 г. Двое неизвестных попытались убить Патриарха, но келейник Яков Полозов заслонил собой Патриарха. Якова похоронили около южной наружной стены Малого собора. С другой стороны собора был захоронен после смерти в 1925 г. Патриарх Тихон.

Богослужения в Малом Соборе были возобновлены в 1946 г. Монастырь полностью возвращен церкви после 1991 г. Возрождаются старые церкви и соборы.

Еще два храма-усыпальницы появились в последнее время в Донском монастыре. Современные благотворители на свои средства построили на месте бывших братских огородов храм во имя святителя Тихона (1997) и храм Георгия Победоносца (2000). Эти два храма выстроены в соответствии со стилевыми особенностями монастырского ансамбля. Монастырские живописцы расписали храм святителя Тихона картинами из его жизни.

 

Святой Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Святой Тихон – великий иерарх, “первый среди равных” в сонме выдающихся епископов-исповедников Русской Церкви периода гонений ХХ в. Он избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол в необычайно трудный исторический период, когда на церковь обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам-исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, которые изображены на иконе “Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре”. Следует сказать о том, что двумя основными сторонами его служения были: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 г. По июнь 1923 г., примерно в то же самое время, когда разворачивалось “дело” митрополита Вениамина Петроградского. На уже упомянутой иконе он изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом Церкви, прославляющей святителя.

Патриарха похоронили в Старом соборе при огромном стечении народа. А в 1992 г. состоялось обретение мощей святителя Тихона — Патриарха Московского и всея Руси с 1917 по 1925 г. Во время ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью:»Святейший Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси. Глубже монахи обнаружили склеп. Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. В том же году Патриарх Тихон был причислен к лику святых. Начиная с весны 2002 г. мощи покоятся в Большом соборе слева от царских врат и доступны для поклонения в течение всего дня, кроме времени служб. С 7 апреля по 9 ноября они находятся в Большом соборе, затем Крестным ходом переносятся в Малый.

 

«Икона Божией Матери “Донская”

В монастыре особо почитается икона Божией Матери “Донская”, так называемая Донская монастырская. Это список чудотворной иконы, который был специально изготовлен для Донского монастыря в XVI в. Этот образ и поныне находится в иконостасе главного храма Донского монастыря – Большом соборе в честь Донской иконы Божией Матери. Она расположена в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат, украшенная со всех сторон живыми цветами.

Согласно историческим летописям, икона Божьей Матери, написанная Феофаном Греком, была преподнесена великому князю Дмитрию Иоанновичу накануне Куликовской битвы донскими казаками. После исторической победы на Куликовом поле она получила название Донская. В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от “неверных”, обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение “агарян” было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Донской иконой в Донской монастырь, а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе. Эта икона хранилась в Благовещенском соборе Кремля. Во время больших крестных ходов Донскую икону выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

В Донском монастыре почитается еще одна чудотворная Донская икона Божией Матери – в Малом соборе, в киоте под сенью. Эта икона, написанная масляными красками, чудесно уцелела в огне после пожара 18 ноября 1991 г., хотя сам храм выгорел почти весь в считанные минуты. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными иконами, перед которой полыхал огонь, осталась абсолютно невредимой. “Как это могла произойти?” – недоумевали специалисты. Почему пламя остановилось? Иеромонахи объяснили, что Господь вразумил их накануне поставить Святые Дары в дарохранительнице на престоле, поэтому невидимая стена и преградила путь пожару. В монастыре почитаются также иконы Божией Матери Феодоровская и “Знамение”. Особо чтится мироточивый мозаичный образ святителя Николая на часовне-усыпальнице Левченко, который находится на монастырском кладбище.

Back To Top