skip to Main Content

История обители и ее святыни

Основание Козельской Введенской Оптиной Пустыни относится к концу XIV-началу XV в. Согласно преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, поэтому в древности пустынь носила название Макарьевой. Наименование же Введенской закрепилось за обителью только в XIX в., хотя по письменным сведениям уже в 1629 г. в ней был деревянный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря была деревянная ограда со святыми вратами. свято-введенская оптина пустынь

К концу XVIII В. митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной жизни. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители — та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников.

При отце Авраамии к 1804 г построили трехъярусную колокольню с каменными братскими кельями с обеих ее сторон. В 1811 г. завершено было также строительство Казанского собора и больничной Владимирской церкви с шестью при ней кельями.

Перед революцией в Оптиной было около 300 монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.

В 1918 г. монастырь был закрыт и разорен, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Прошли годы. Приближался великий юбилей — тысячелетие Крещения Руси. Изволением Господним 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Сегодня план монастыря представляет собой почти квадратное пространство, обнесенное каменной стеной (воздвигнута в 1832-1839 гг.). Сейчас в Оптиной пустыни шесть действующих храмов.

1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750-1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Святыни: в храме находятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери и аналойная икона преподобного Амвросия Оптинского.

Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преподобному Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преподобному Амвросию.

2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.).

Святыни: в храме находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нем проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.). Это храм-усьшальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. святых мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Святые мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преподобного Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, молебен с водоосвящением, акафист преподобным старцам Оптинским

4. Храм в честь преподобного Илариона Великого (построен в 1874 г.). Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.

Храм в честь Иоанна Предтечи5. Храм в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту (построен в 1825 г ). В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.

В течение дня главные храмы обители (Введенский, Казанский и Владимирский) всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и святым мощам преподобных отцов и старцев Оптинских.

Также в Оптиной пустыни имеются три восстанавливающихся храма: храм в честь преподобной Марии Египетской; храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении; храм в честь всех святых. Напротив Казанского храма строится ёще один новый храм в честь Преображения Господня.

Преподобные Оптинские старцы Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Кончина (день памяти) — 11/24 октября 1841 г.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Оптинские старцы Макарий (Иванов)Ученики сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни водно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях, -это смирение, считая ее основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», -говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти) — 7/20 сентября 1860 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862)

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При скиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Кончина (день памяти) — 16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865)

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижники молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течениеОптинские старцы Антоний (Путилов) 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Кончина (день памяти) — 7/20 августа 1865 г.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873)

Ученики преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, — вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. Кончина (день памяти) — 18 сентября/1 октября 1873 г.

Оптинские старцы АмвросийИеросхимонах Амвросий (гренков) (1812-1891)

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. При нем обитель достигает своего расцвета. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. Кончина (день памяти) — 10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерьуалов) (1824-1894)

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преподобный Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается. Кончина (день памяти) — 25 января/7 февраля 1894 г.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894)

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовны заветов старчества. Он не знал покоя, двери кельи его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве кельи соблюдал полную простоту древних подвижников. Кончина (день памяти) — 22 августа/4 сентября 1894 г.

Иеросхимонах Иосиф (Питовкин) (1837-1911)

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преподобный Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913)

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событии, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922)

Оптинские старцы Анатолий ПотаповПрозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Кончина (день памяти) — 30 июля/12 августа 1922 г.

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928)

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие святители. Кончина (день памяти) — 29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931)Оптинские старцы Никон (Беляев)

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Кончина (день памяти) — 25 июня/8 июля 1931 г.

Архимандрит Исаакий (Бобриков) (1865-1938)

Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 г. и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Традиции старчества в монастыре сохраняются. Многие едут сюда за советом и молитвами к схиигумену Илию (Ноздрину), одному из самых опытных в России духовников. Молитва старца Илия очень сильная. Однажды к нему в скит доставили смертельно раненного в Чечне офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях. Врачи ничего не могли сделать: пуля находилась в пяти миллиметрах от сердца. Схиигумен Илий помолился над офицером (а читал он молитву «Да воскреснет Бог»), и случилось невозможное для врачей, но возможное для Бога: офицер открыл глаза, сознание вернулось к нему. После этого началось выздоровление.

Светильники Оптинской пустыни

На монастырском кладбище покоятся останки иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных вдень Пасхи 1993 г. Смерть трех оптинцев стала продолжением русского мученичества ХХ в.

Каменная часовня на могиле трех новомучениковНа могилки трех новомучеников в Оптину пустынь стекаются люди со всей России. Обращаются к ним как к предстателям пред Богом, просят помощи, исцелений -и получают просимое. Близкий друг убиенного иеромо наха Василия (Рослякова) насельник Свято-Введенской Оптикой пустыни игумен Ипатий (Хвостенко) на протяжении нескольких лет собирает свидетельства посмертной помощи людям от трех оптинских новомучеников. Эти свидетельства говорят о несомненной святости Божиих избранников, дают надежду на то, что скоро оптинские новомученики будут причислены к лику святых.

Святые источники

Неподалеку от монастыря расположены святые источники, напротив святых ворот Иоанно-Предтеченского скита — колодец, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского. Сам преподобный Амвросий исцелил горловую чахотку у шамординской монахини, указав ей пить воду и полоскать горло водой из этого колодца. В полукилометре от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского.

Back To Top