skip to Main Content

Искусство нанесения эмали, или, как ее называли прежде, финифти (“финифть” в переводе с греческого означает “блестящий камень”) – цветного стекловидного покрова, украшающего металлические изделия, было известно с древнейших времен. Эти изделия, в основном, ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы. Процесс придания многоцветия металлу, соединение металла и стекла, использовался в искусстве древнего Египта, Индии и Китая.

Наиболее древние изделия русских мастеров изготовлялись в 3-5 веках в Приднепровье. Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси 11 века. В 16-17 веках у русских мастеров получила распространение эмаль по скани – прозрачная многоцветная эмаль густых, насыщенных тонов на золотых изделиях ( в Оружейной палате хранятся работы мастера И. Попова) В 17 веке в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали (“усольской”) Развитие расписной эмали по меди удешевило изделия и расширило круг предметов, украшенных ею. Теперь помимо культовых предметов эмалью стали украшать и бытовые вещи – ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т.д.

В 18-19 веках в Ростове Великом изготавливались иконы и другие изделия в технике расписной эмали. В 18 веке развилась портретная миниатюра.

Характерно, что техника нанесения эмали и составы эмалевых сплавов каждым мастером держались в строжайшей тайне от конкурентов. Это было связано с тем, что в условиях древнего кустарного производства приготовление эмалевой массы было процессом очень трудоемким, требующим больших затрат времени, и дорогим. Каждый мастер до всего должен был доходить методом проб и ошибок, что предполагало и убытки. Поэтому только немногие составы эмалей получили широкую известность. А некоторые, к сожалению, утрачены безвозвратно.

М.В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В 1871 году был учрежден эмальерный класс в Петербургской академии художеств.

В конце 19 – начале 20 века изделия с эмалью изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

И сегодня эмаль привлекает мастеров богатыми художественными возможностями, яркостью красок, их вечной не тускнеющей свежестью, блеском, равным самоцветам. На основе изучения старинной техники расширяется диапазон ее использования – от традиционных ювелирных украшений до изделий прикладного характера.

На выставках декоративно-прикладного искусства изделия, выполненные в техники эмали, неизменно привлекают к себе внимание. Кажется практически невыполнимым делом эта удивительная работа. На самом же деле, и практика это доказывает, при большом желании и определенных навыках овладение этой техникой под силу многим.

Back To Top