Иконописные приемы сохранились с древних времен. Они передаются из поколения в поколение и продолжают применяться в современной иконописи. Ниже приводятся основные приемы иконописцев:

   Графья (графить) – нанесение контуров рисунка на левкас или сырую штукатурку графьей для его фиксации во время работы. Сам рисунок тоже называется графьей. В древности графья предназначалась для очерчивания венцов и прямых линий, но в XVI–XVII вв. она стала широко использоваться в иконописи и стенописи.

   Движки – короткие светлые или белильные штрихи с нажимом посередине на самых выпуклых или освещенных местах изображения. Этот прием используется в написании обнаженных частей фигур. Движки, нанесенные на лики, называются живцы.

   Доличное письмо – изображение одеяний, пейзажа, палат и прочих деталей на иконе за исключением ликов и обнаженных частей фигур. В процессе написания иконы доличное письмо предшествует личному письму.

   Затинки (затенивать) – затемненные места на иконе.

   Золочение – нанесение позолоты на иконную доску с применением разных составов. В старину мастера использовали мездровый, рыбий клей или белок, а позже стали применяться сиккативные составы, ускоряющие высыхание золота – полимент, гульфарбу. Чтобы золоченый фон просвечивал сквозь красочный слой, его после золочения полируют. В древности для полирования использовали зуб или клык какого-нибудь животного, чаще всего – волка, или зубок – отшлифованный кусочек агата, а позже стали применять фатис. Мелкие золотые детали не наносятся на краску, а процарапываются в ней острым инструментом.

   Инокопь – сеточка или орнамент из золотых или серебряных штрихов или лучей, исходящих от золотого или серебряного пятна, на одеждах, палатах, элементах пейзажа, изображенных на иконе.

   Личное письмо – изображение ликов и обнаженных частей фигур. В процессе написания иконы личное письмо исполняется после доличного.

   Оживки (отживки, живцы) – наложение светлой краской линий, штрихов и кавычек на пробел в самых выпуклых частях изображения, верхний слой пробелов. Выполнением оживок завершается доличное письмо. На палаты, горки, облака, растения и одежды оживки наносятся жидко, на лики – пастозно.

   Окружок – проводимая от руки окружность нимба.

   Опись – прорисовка ликов и обводка контуров головы и обнаженных частей фигуры, выполняемая кистью и темной краской. Описью завершают личное письмо.

   Опушка – двухцветная кайма, проведенная по наружному краю полей иконы.

   Отборка – прием написания ликов и обнаженных частей фигуры путем нанесения мелких белильных штрихов в разных направлениях вдоль контура по форме лица и мускулов. Отборка применяется наряду с плавью после нанесения санкиря. Вид отборки, при котором белильные штрихи кладут перпендикулярно друг другу, называется отборка «в рогожку». Она позволяет придать лику милосердный и благородный вид.

   Отводка – красочная линия на границе лузги и ковчега. Отметка, отметина – тонкие густые белильные штрихи в самых свет- лых местах изображения, верхний слой пробелов, наносимый в конце ра- боты над иконой перед ее покрытием олифой.     Охрение (вохрение) – постепенное высветление санкиря путем наложения на красочную поверхность охры, смешанной с белилами. Охрение состоит из двух приемов: плави и отборки. Оно может быть: 1) «в белизну», т. е. высветление санкиря достигается светлыми охрами; 2) «охрение темное» – высветление санкиря достигается светлыми охрами с добавлением белил.

   Палата (полата) – изображение архитектуры и построек на иконах.

   Перевод – нанесение контура рисунка иконы на доску путем оттиска с прориси. С одной прориси можно получить до 4-х оттисков. Существует несколько вариантов перевода: 1) Перевод на отлип – снимок на бумаге с иконы-оригинала. Для его осуществления иконописец протирает поверхность иконы-оригинала желтком с квасом и обводит на ней контуры зельем – хорошо растертой смесью сажи, чесночного сока или меда, или яркой краской, например, киноварью, разведенной на меду. Затем он покрывает образ листом бумаги и «придувает» – согревает своим дыханием, и прижимает рукой так, чтобы бумага прилипла к иконе, а рисунок на ней отпечатался. После этого иконописец протирает икону-оригинал увлажненной губкой, чтобы снять желток и остатки зелья. Полученный рисунок мастер переводит на кальку, обводит на ней контур зельем и «придувает» ее на иконную доску. Когда рисунок отпечатается на левкасе, кальку снимают. 2) Перевод на припорох – прием механического нанесения рисунка на доску. Иконописец берет кальку уже с нанесенным на нее карандашным рисунком с иконы-оригинала и кладет на мягкую поверхность. Затем по контуру рисунка он делает частые точечные проколы цировкой и, закрепив кальку на иконной доске, тампоном набивает на ее поверхность порошок из хорошо растертой черной краски. Порошок сквозь отверстия просеивается на иконную доску и оставляет на левкасе пунктирный след рисунка, который называется припорох. После этого мастер обводит пунктир черной краской или тушью, которая имеет в данном случае преимущество. Если на следующем этапе работы иконописцу придется счищать ошибочно наложенный слой краски, то красочный контур тоже счиститься, а нанесенный тушью останется. Для лучшей сохранности рисунка мастер процарапывает контур графьей. Процарапанный таким способом рисунок тоже называется графьей. Она практически отсутствует на древних иконах, часто встречается на изводах XV в. и присутствует повсеместно на образах XVI–XVII вв. 3) Перевод многокрасочный – снимок на бумаге с иконы-оригинала. В начале иконописец обозначает на иконе-оригинале пробела красной краской, а плоскости другим цветом. Затем указанным способом отпечатывает цветной рисунок на бумагу или кальку.

   Перевод сложный – показ одного и того же персонажа в пределах одной композиции в разновременные моменты его жития, перемещающегося в пространстве. Этот прием восходит к искусству Древнего Востока. На Руси он употребляется преимущественно в клеймах житийных икон и миниатюре, и часто используется в праздничных сюжетах. Например, в нижней части композиции новгородской иконы-таблетки «Рождество Богородицы» (конец XV в., Софийский собор) изображены два сюжета: «Купание Младенца Марии» и «Ангелы баюкают Марию». Развернутые изводы «Преображение Господне» часто включают сцены восхождения Христа с аппостолами Петром, Иоанном и Иаковом на Гору Фавор, сам сюжет Преображения Господня и последующее нисхождение с горы. В данном случае все персонажи, за исключением пророков Моисея и Илии, беседующих с Христом в момент Его преображения, показаны 3 раза.

   Плавь (плавка, проплавка) один из 2-х приемов постепенного высветления или охрения санкиря тонким слоем жидкой краски, а также сама эта краска. Плавь накладывается на все элементы композиции. Пейзаж, одежды и другие детали проплавляются 1–2 раза, а лики и обнаженные части фигуры пишутся несколькими плавями.

   Подбивка – сглаживание, смягчение переходов между красочным слоями путем наложения полутонов плавью на ликах и обнаженных частях фигур.

   Подпись – надпись на иконе, поясняющая имя персонажа или название сюжета. Личная подпись иконописца на образе не ставится.

   Позем – изображение земли и горок на иконах.

   Постил – красочный слой на иконе.

   Приплеск – притенение или полутон в углубленных местах и по контурам изображения. Приплеск наносится жидкой краской, которая при высыхании впитывается грунтом неравномерно, образуя прозрачный слой разной толщины. «Писать в приплеск» обозначает писать жидкой краской.

   Пробела – штрихи, написанные белилами, твореным золотом или краской в 3 слоя. Верхний 3-й слой иногда называют оживкой. Иконописцы применяют несколько видов пробелов. 1) Пробел «в перо» – пробел золотом в виде силок и расходящихся от них попарно штрихов, похожих на перья. 2) Пробел «в щетинку» – пробел золотом в виде силка и исходящего от него штрихов, похожих на щетинку. 3) Пробел инокопью – пробел золотом в виде блика с четкими и прямолинейными штрихами. 4) Пробел краской – пробел, наносимый на одежды в 3 тона, для обозначения складок на груди, плечах, животе, коленях и развевающихся драпировках.

   Птичка – изображение переносицы в виде схематичной птички, галочки.

   Роскрышь – прием равномерного распределения красок по плоскости иконной доски в самом начале работы. «Раскрывать икону» означает накладывать на поверхность левкаса основные краски, которые называются раскрышками (роскрышками).    Роспись – прорисовка складок одежд темной краской с внутренней стороны контуров одеяний, пейзажа, палат и прочих деталей на иконе за исключением ликов и обнаженных частей фигур, осуществляемая по основным краскам острыми кистями, или обводка всех линий изображения темными красками после роскрыши.

   Силка – блик пробела в виде пятна золотой или разбеленой краски, накладываемый на самые выпуклые места на одеждах. Как правило, от силка отходят штрихи.

2017  Иконы в драгоценных окладах