Обжиг эмали

   Наиболее подходящим источником тепла для обжига эмали служат муфельные печи ( муфель – замкнутая камера из огнеупорного кирпича, в которую помещается нагреваемое изделие). Можно пользоваться и газовым пламенем, и другими источниками тепла. Однако во всех случаях пламя не должно соприкасаться с эмалевой поверхностью, иначе копоть, попадая в эмаль, может испортить изделие. Поэтому обычно открытое пламя направляют на обратную сторону изделия.

   Подготовленное к обжигу изделие помещают на специальную подставку и вносят в печь. Подставки под изделия вам придется сделать самим, от их качества во многом зависит успех обжига. Подставки делают минимальными по массе в форме соответствующей изделию. Они должны отвечать следующим требованиям:

1) Не изменять формы при нагреве;

2) Не вступать в соединение с расплавленным эмалевым покрытием;

3) Не прилипать к эмали;

4) Не образовывать на своей поверхности окалины.

   Самые лучшие подставки получаются из никеля и никелевых сплавов, из хромоникелевой стали; при нагреве они меньше других деформируются и окисляются. На подставках из простой стали при высоком нагреве образуется окалина, которая легко осыпается, вплавляется в эмаль и оставляет на ней черные пятна. Во избежание таких неприятностей можно применить старинный испытанный способ: подставки из стали тщательно натереть мелом, и тогда окалина не образуется.

   Различные эмали имеют неодинаковую температуру плавления. Поэтому, прежде чем приступать к наложению эмали на изделие, нужно проверить температурный диапазон плавления самых легкоплавких и самых тугоплавких эмалей, выбранных для работы.

   Для этого на пластинку из того же металла, что и само изделие, накладывают все эмали, которые понадобятся для работы, просушивают и нагревают. Если диапазон расплавления эмалей невелик, можно приступать к их нанесению на изделие. Но бывает так, что в результате пробы легкоплавкие эмали при температуре плавления тугоплавких выгорают. В таком случае их или совсем исключают из работы, или поступают следующим образом: сначала накладывают и обжигают все тугоплавкие эмали, а затем добавляют недостающие цвета легкоплавких и обжигают еще раз при более низкой температуре.

   За обжигом наблюдают через смотровое отверстие в дверце печи и в зависимости от цвета металла или по внешнему виду эмали судят о ходе процесса. При первом обжиге изделие можно вынимать из печи, когда металл приобретет темно-красный цвет, а эмаль осядет в выемках, станет бугристой с блестящей поверхностью. После этого изделие быстро убирают от огня и оставляют его постепенно остывать.

   Затем в осевшие места добавляют эмалевый порошок и снова обжигают. Все предварительные обжиги ведут при одной температуре, и только когда слой эмали достигнет достаточной толщины, температуру повышают до уровня, соответствующего светло-красному цвету металла. Сначала эмаль спекается в губчатую массу, делается вязкой. По мере нагревания поверхность ее выравнивается, приобретает стекловидный блеск. Когда поверхность эмали сделается гладкой и красной, изделие нужно быстро достать из печи и оставить для постепенного охлаждения.

2017  Иконы в драгоценных окладах