Согласно преданию, евангелист Лука, первый иконописец, писал свои образа Божией Матери в технике энкаустика, которая предусматривает нанесение разогретых восковых красок на поверхность доски. Этот способ живописи, обеспечивающий долговечность и хорошую сохранность произведениям, был изобретен язычниками. Ап. Лука использовал его как общепринятый и доступный. Он освятил его, т. к. изображал лик Пречистой Девы. Немного позже иконописцы стали применять темперу – краску, состоящую из пигмента, замешанного на яичном желтке и разведенного водой. Она была распространена в Византии, а после принятия Крещения другими государствами стала применяться в искусстве православных народов. На Руси такую краску называли по-гречески вапой или шаром, а коробочку для ее хранения и палитру – вапницей или шарницей. В Западной Европе темперу широко использовали примерно до XV в. В эпоху Возрождения мастера, всерьез увлекшись изучением натуры, все чаще писали масляными красками, потому что они давали им преимущества для передачи вещественности материального мира. Темперная техника продолжала сохраняться в церковном искусстве, преимущественно в православных странах.

   В отличие от масляной живописи темпера обладает прозрачностью, легкостью и светоносностью. Она позволяет сохранить выразительность линий, выявить силу и яркость цвета там, где необходимо, выполнить мягкие тональные переходы. Заполняя четко очерченные плоскости ровным слоем, темпера дает возможность иконописцу создать из отдельных колористических пятен цветовую гармонию, без которой икона не будет соответствовать своему молитвенному назначению.

   Большинство иконописцев приготавливают или «творят» краски собственноручно, что особенно важно потому, что с древних времен краскам иконописца приписывают целительные свойства. По преданию, первый русский иконописец Алипий излечивал красками людей от болезней, помазуя их своей кистью.

   Первоначально мастера измельчают сухие пигменты до мелкого порошка. Если пигменты мягкие (охры), то для их растирки используют деревянные ложки с обрезанными черенками. Ее шероховатая поверхность способствую более качественному измельчению. Если пигменты твердые (белила, умбры, сиены, кобальты, кадмии), то их растирают на керамических плитках специальными курантами. Затем полученный порошок разбавляют яичной эмульсией, приготовленной из куриного желтка и хлебного кваса или разбавленного водой уксуса. Среди наиболее употребляемых в иконописи красок: асфальт, аурипигмент, багор, бакан, белило, берлинская лазурь, варзия, голубец, киноварь, охры, пурпур, сажа, сурик, сурьма, ультрамарин, червлень, черниль, шафран, ярь.

   Азурит – минеральная краска интенсивного голубого цвета, карбонат меди. Азурит широко использовали в древнерусской иконописи. В XIX в. азурит под названием «английская горная синь» стали получать искусственным путем. Под воздействием воды и щелочей краска приобретает зеленый оттенок. Это можно наблюдать в фресковой живописи на стенах и сводах, пораженных протечками.

   Асфальт (греч. – ископаемое вещество), прозрачная краска коричневого цвета, добываемая из бурого угля. Асфальт не обладает светостойкостью и на свету бледнеет. Краска широко использовалась во фламандской и голландской масляной живописи, а с XVII в. стала применяться в русской иконописи преимущественно для лессировок. Асфальт добывают в Баку, на Кавказе, на Кубе, в Калифорнии, Техасе и Мексике. Наиболее распространен сирийский асфальт с берегов Мертвого моря, который на Руси называли иудейская горная смола.

   Аурипигмент (лат. – желтая мышьяковая обманка), яркая краска золотисто-желтого цвета, получаемая из сернистого мышьяка. Аурипигмент известен с глубокой древности. Первое упоминание о нем относится к 315 г. до Р. Х. Под названием «арсеник» он описан в трудах Плиния (I в.). Краска широко применялась в живописи средневековья и эпохи Возрождения. В России вплоть до XVIII в. ее называли «желтью», а в словаре В.И. Даля она указана как «опермент» или «орпимент». В смеси с минералом реальгаром аурипигмент имеет красный цвет. Краска очень ядовита, поэтому ее использовали в небольших количествах для написания одежд и фона.

   Багор – органическая темно-красная краска различных оттенков от красного и красновато-вишневого до иссиня-вишневого и черного. Багор добывают из раковин моллюска Murex или насекомого, которого на Руси именовали червецом. Багором также называют составную иссиня-красную краску из смеси чернил с черленью, киноварью и баканом, или бакана с лазорью. Такой краской иконописцы писали мафорий Божией Матери и верхнюю одежду святых.

   Бакан (араб. – красное красящее дерево), неяркая органическая краска темно-красного цвета из красящих соков травы орлеан, кампешевого дерева, фернамбука и сандала. Она может быть малинового, коричневого и лилового оттенка. Ее разновидностями являются бакан веницейский, приготовляемый из высушенных самок насекомого кошенили, венский, немецкий, простой, ржевский и флорентийский. Бакан известен с глубокой древности по клинописным текстам ХХIХ–ХХVIII вв. до Р. Х. Это очень дорогая краска, поэтому в иконописи она используется для написания декоративных деталей одежд и палат и письма по золоту или серебру.

   Белило (белила) – искусственная свинцовая краска белого цвета. Она очень прочная и хорошо кроющаяся. В стенописи белила не употребляют, потому что на воздухе они темнеют. В иконописи белила используют как самостоятельную краску и в смеси с другими для придания им светлого оттенка. Названия различных сортов белил связаны с местом их производства: белила английские, веницейские, кашинские, немецкие, русские.

   Берлинская (железная) лазурь – искусственная железосодержащая краска, изобретенная в Берлине в 1704 г. Она прозрачна и поэтому используется для лессировок. В XIX в. в Европе появилось много вариантов берлинской лазури разных оттенков: парижская синяя, бронзовая синяя, небронзящая лазурь, синь милори и др.

   Варзия, варзилоа (перс. – приготовленный из лепестков розы) – растительная краска красного цвета, получаемая из т. н. красильного дерева– бразильского или фернамбукового сандала, путем вываривания древесины. Варзией пишут деревца, райские растения и элементы пейзажа.

   Голубец – минеральная краска ярко-голубого цвета, известная с глубокой древности, добываемая на территории Сибири, Тироля, Богемии и Саксонии. Со временем на воздухе он окисляется и приобретает зеленый оттенок. Голубцом также называют светло-синюю смальтовую краску из измельченного кобальтового стекла, которую привозили из Италии. В иконописи голубец используется для составления синего цвета разных оттенков и в смеси с празеленью и белилами для написания фона.

   Кадмии – яркие насыщенные краски от лимонно-желтого до пурпурно-красного цвета. Их начали изготовлять с 1830-х годов. Кадмии обладают хорошей укрывистостью и высокой прочностью, поэтому их широко используют в иконописи.

   Киноварь (греч. – сернистая ртуть) – ярко-красная минеральная краска различных оттенков от малинового до темно-красного. Ее залежи встречаются по всему миру. Киноварь известна с древности. Она применялась в живописи Египта, Греции и Рима. В России киноварь используется в иконописи с XII в., в рукописях с XIII в. и в масляной живописи с XVIII в. Киноварь с оранжевым оттенком часто применяли псковские иконописцы, а чисто-красную – мастера Новгорода, Москвы и Твери. На воздухе краска окисляется и чернеет, поэтому в стенописи она не употребляется.

   Крон – краска различных оттенков от лимонного до темно-желтого. Она появилась на рубеже XVIII–XIX вв. Краска обладает хорошей интенсивностью и высокими кроющими свойствами. Под действием света кроны приобретают зеленый оттенок и темнеют. Наиболее прочными являются оранжевые и красные кроны.

   Малахитовая зелень – зеленая краска, получаемая путем измельчения до порошкового состояния минерала малахита. Она обладает высокой стойкостью к внешним воздействием и потому широко использовалась до начала XIX в., когда была вытеснена искусственными зелеными красками.

   Марс – красно-коричневая краска различных оттенков. Ее производство началось в н. XIX в. Марс прочная лессировочная краска. Она широко используется в реставрации для тонирования утрат живописи.

   Массикот – древняя краска ярко-желтого цвета, окись свинца. Ее начали использовать древние греки в эпоху эллинизма (IV–I вв. до н. э.).

   Охра (вохра) – земляная, жирная краска натурального происхождения, окрашенная окисью металла. Охра обладает светостойкими и кроющими свойствами. Среди ее разновидностей: охры желтые – светлая, средняя, темная, золотистая, оранжевая, и охры красные – сангин, болюс, индейская красная, красная земля Пуццуоли. Темная охра носит название «сиена натуральная». При ее прокаливании получается красно- коричневая краска –«сиена жженая». На Руси охры широко используются с XIII в.

   Пурпур (лат. название особого вида улитки) –ярко-красная краска, добываемая из раковины моллюска Murex. Другие ее названия: античный пурпур, порфира, багряница, багрянка. Пурпуром на иконах пишут царственные одежды Господа Иисуса Христа и Богоматери или одеяния свв. царей и князей.

   Сажа (праслав. происхождение связано со словом «сажать», т.е. то, что «насело»; например, копоть, нагар, чернь) органическая, углеродосодержащая, черная краска растительного происхождения. Сажа известна с глубокой древности. Она светостойкая и нейтральна по отношению к другим краскам. Среди ее разновидностей: сажа жженая, состоящая из растертого угля, жженых костей, сажи и связующего, и сажа копченая, раз- мешанная на топленом говяжьем жиру с добавлением вина, используемая для перевода рисунка с бумаги (кальки) на доску. В зависимости от сырья и способа получения существуют разные краски: сажа газовая, ламповая копоть, голландская сажа и др.

   Слоновая кость жженая – древняя краска черного чистого цвета, получаемая сжиганием бивней слона. При разбеливании слоновая кость дает чистый серый цвет.

   Сурик (греч. – сирийская краска) – искусственная минеральная краска яркого красно-оранжевого цвета, свинцовая окись. Сурик известен с I в. по описанию Плиния. На Руси краска появился сразу после Крещения и приезда византийских мастеров в X–XI вв. Она широко использовалась в оформлении книг и фресковой живописи. В иконописи используется свинцовый сурик, получаемый прокаливанием и окислением массикота.

   Сурьма (тур. – натирание, чернение бровей) – темно-фиолетовая краска, применяя в иконописи для изображения глаз у святых. В старину русские женщины использовали сурьму как косметическое средство для подкрашивания глаз и бровей.

   Ультрамарин – минеральная краска натурального и искусственного происхождения, синего цвета различных оттенков. Натуральный ультрамарин получают из полудрагоценного камня лазурита или ляпис-лазури. В Европе он известен с XV в. Ультрамарин привозили из Китая, Тибета и Бухары и продавали по очень высокой цене. В 1827 г. взамен натурального изобрели искусственный ультрамарин. Светлые тона ультрамарина получают путем смешивания его с гипсом, мелом и белой глиной. Эта краска светостойкая и широко используется во всех видах живописи. В масляной живописи ультрамарин теряет интенсивность и белеет. Такое явление называется «ультрамариновой болезнью».

   Умбра –минеральная краска натурального происхождения коричневого цвета различных оттенков, глина с примесями железа и марганца. Умбра известна с древности. Ее название происходит от места первоначального добывания – римской провинции Умбрии (современный Сполето). Сейчас в Европе известны и другие месторождения этой краски. Краска светостойкая и широко используется во всех видах живописи. Лучшим сортом считается кипрская умбра. Разновидность умбры красновато- коричневого цвета – умбра жженая.

   Червлень (червень, черлень, червец) – органическая краска темно-красного цвета, которую получают из насекомого червеца на юге России. Ее применяют для написания багряницы Иисуса Христа, царских и княжеских одежд.

   Черлень псковская (скопская), чернь – разновидность железистой охры темно-красного, почти черного цвета. Она добывается в Псковской обл. Ею писали волосы и затемненные поверхности на иконе. На Руси черлень широко использовали в быту для покраски крыш.

   Черниль – минеральная краска темно-коричневого цвета с красноватым оттенком, состоящая из жженой охры, сажи и небольшого количества белил. В иконописи ей писали волосы, бороды, брови, зрачки и прорисовывали мелкие черточки.

   Шафран – натуральная краска растительного происхождения желтого цвета, получаемая из цветка крокуса или шафрана. В иконописи ее используют вместо золотой краски и для подцветки серебра и олова под золото.

   Ярь – природная краска зеленого цвета разных оттенков, содержащая медь. На Руси были известны ярь медянка, ярь лазоревая и ярь травянка. Эти краски разных оттенков зеленого используются в книжной миниатюре для изображения буквиц и в иконописи для написания деталей орнаментов по золоту, вместо голубца

2017  Иконы в драгоценных окладах